Поверка часов для ЛТ
1 января получены данные относительного хода часов КНР за первую неделю для ген.совокупности 56 шт.в сек.-90 -85 -53 -38 -37 -34 -33 -28 -23 -20 -20 -17 -16 -16 -15 -14 -7 -4 -4 -3 -3 -3 -3 -2 -2 -2 -2 -1 -1 0 0 1 2 3 3 3 4 4 5 5 9 16 17 19 23 25 27 27 28 28 29 31 31 34 36 41 74
В "полку" прибыло
2 января.Приобрел для клуба ГСС Г4-42 1970-го года от 10 кГц до 10мГц. В два раза меньше ГСС-6 да и частота пониже, у того 100 кГц.Значит имеем сегодня прогресс. Вчера и сегодня на сайт заходило по 10 человек.Всем Агромное спасибо - пишите в гостевую, будте, как дома.В радиоразборке столкнулся с непонятной платой. Преобразователь напряжения на LP2954 явно для микроконтроллера и других, а что такое KID65003AP с подвешенным на 11-ю ногу пьезоизлучателем шунтированым диодом понял только из поисковика Яндекса. Он привел на форум где из переговоров стало ясно, что это драйвер двигателя может холодильника, может стиралки. С этим я раньше не сталкивался , чтож будем знать.
Жик-жик-жик-уноси готовенького,жик-жик-жик -Кто "на новенького"?
3 января.Вчера 10 посетителей и 26 обращений к отдельным страницам сайта, а сегодня - 11 и 40 обращений. То есть кто-то новенький копался. Добро пожаловать или по украински "Ласкаво просима".В 2008 м упор будет на практические дела под девизом "ни дня без дела", что будет неизменно отражено на этой странице. Низ будет заякорен с верхом чтобы не включать прокрутку.
Экономия энергопотребления в режиме ожидания "лис" и др. автономной аппаратуры требует применения реле(якорь притягивается) и реле-переключателей (якорь отталкивается от сердечника). Значительное количество этих компонентов имеет мощность потребления P=IU=(U:R)U=(25:500)=1.25 Вт, а в импульсе в 5-10 раз меньше. То есть если мы питаем радиомаяк от источника 4.5В, а реле срабатывает для его включения от 12-28В, то нужен преобразователь на мощность 130-200мВт с 4.5 на 6-28В.Простой преобразователь я нашел на URL http://www.andymrrc.narod.ru/radio/powersuply/pr1.zip файл весит 46 кв.В расчете на мои реле РПС32Б, кот. срабатывают от 18В и имеют рабочее напряжение 24-28В. Эту схему решил упростить, исключив все полевые транзисторы. Стабилизатор не нужен, а если понадобится, то использую стабилизированное напряжение 5В от источника для более мощных маяков или лис.В связи с упразднением регулятора скважности ШИМ на полевом транзисторе можно резистор R7 заменить на переменный, а после настройки на постоянный или оставить на плате подстроечник.Из схемы таким образом удаляются :V1 V2 V5 R2 R3 R9 R10 R11 C1 C3 C8 C10 VD2. Последние три удаленных "зуба" следствие объединения 2й и 3й обмоток трансформатора. Число витков придется увеличить до 450-600 витков при первичной в 100 витков. Автор предлагает использовать типовые МИТ 4В.Поживем-увидим.БBR> Принцип действия преобразователя : на CMOS ЛА7 2 элемента работают генератором 20кГц, а 2 элемента одновибратором для формирования ШИМ импульсов, которые управляют ключевым составным транзистором на 3102 включенным как автогеератор с нагрузкой из трансформатора, импульсы с трансформатора выпрямляются и питают реле включения лисы. Сам преобразователь включается от другого (низковольтного) реле на 5В включенного между часами или CMOS устройством задержки и усилителем тока на 2х транзисторах кт315.
Область применения преобразователя
4 января. Вчера было 13, сегодня -9 посетителей сайта, Zerro посчитал, хотя товарищ неадекватеный. Сегодня из двух кусков провода 0.8 спаял челнок примерно 10см и намотал трансформатор преобразователя на феррите из своего магазина 13.5 х5х7. Индуктивность 100 витков ПЭВ 0.1 оказалась равной 3.5 мH, а при намотке вторичной обмотки двойным проводом для получения двуполярного напряжения и вообще для увеличения выходного напряжения индуктивность каждой половинки оказалась по 21.5 на 200 витков того же провода. После соединения конца первой с началом второй общая индуктивность 114мН, т.е. с тем же коэффициентом на удвоение числа витков, какой был по отношению первой обмотки к половине второй. Вся вторая к половине второй дает тот же коэффициент нарастания индуктивности.После включения тр-ра в схему посмотрим как зависит выходное напряжения от числа витков. Измерения проводил на 1 кГц, а частота преобразователя 20 кГц, поэтому ничнго так и не ясно, пока не спаяешь всю схему.
Область применения, как мне видится - питание от трех элементов ААА таких устройств, как пеленгаторы , микромаяки для повышения их мощности, реле на повышенное рабочее напряжение, которые из-за этого оказались "не у дел"Формирователи кода и таймеры.Но при этом придется вернуть два транзистора в схему, которые я убрал специально ограничив область применения.Если расчетная мощность в диапазоне 4-12В подтвердится (автор заявил 180 мВт), то полезной будет даже такое применение, как аварийное питание для севшего аккумулятора без переделки простым включением преобразователя между севшим аккум. и схемой пеленгатора.
Одной заботой меньше
5 января. 16 посетителей вместе со мной.Никто уже не копается - заходят на конкретную страницу. Собрав схему преобразователя, выяснил, что реле-переключатель мощностью 1.3Вт он не потянет, но это оказалось и ненужным, т.к. преобразователь выполняет другую задачу. Он вообще говоря нужен только для того, чтобы зарядить конденсатор 10 мкф, импульса разряда достаточно для переключения РПС32Б . Сделав такой вывод можно смело исключать из схемы одновибратор (элементы С4 DD1/3 DD1/4 R5 R7).Транзисторы ключа КТ3102 менял на КТ315, схема работает.И,раз уж мощность преобразователя не играет роли, то остается только попробовать уменьшить сечение магнитопровода для уменьшения габаритов устройства. Хотя не думаю, что это целесообразно из-за снижения надежности и увеличения трудоемкости изготовления трансформатора с проводом 0.06-0.08 мм.Нет, оставлю все как есть. А вот освободившиеся 2 элемента CMOS очень даже не помешают.Несмотря на завершенность позиции "преобразователь", в магазин загружу его только вместе с таймером, чтобы задействовать CMOS микросхему полностью.
?А всё-таки, сколько килограммов энергии в импульсах будильника китайских часов?
Чё я сделал?...Расскажу. Значит так, подключаю РПС-ку к якобы готовому преобразователю и предвкушаю кайф, щас заработает, ничего подобного. Подаю питание 4В на вход, а на выходе вместо 18В всего 6В. Отключил реле - стало 18. Добавил 2.8В на вход, тогда на выходе под нагрузкой реле стало 15В, т.е. минимум для его срабатывания. Значит надо домотать трансформатор или подавать больше напругу.Но маяки работают от 4х вольт- больше не надо. Мотать провода пока не стал. Решил сравнить с преобразователем от калькулятора, там трансформатор поменьше, но напругу дает побольше. То же самое - при подаче питания на заранее нагруженный РПС-кой выход на нагрузке всего 5.5В. То есть не тянет, но уже по другой причине - не хватает сечения магнитопровода.Значит мой магнитопровод уменьшать нельзя.При 4х вольтах на входе РПС все же срабатывает но только после разгона трансформатора инакопления энергии, а это 2-3 секунды и как их отсчитать, чтобы подключить РПС вовремя. Более того, при подаче напряжения на вход преобразователя по частям импульсами с будильника на питание микросхемы генератора управляющего ключом время насыщения магнитопровода после заряда конденсатора увеличивается еще больше - на 5-6 секунд. Разгон от 4х вольт оказался слишком длинным. Чё делать? Кто знает? Получается, что после срабатывания будильника, надо делать целых две коммутации - сперва включить генератор управления ключом, а потом повесить на выход тр-ра нагрузку РПС. Это слишком сложно, а оставлять включённым генератор на неделю даже при токе холостого хода без подачи частоты на ключ 0.3-0.5 мА - неоправданный расход питания. Значит без полевого транзистора не обойтись, а еще лучше вернуть на место исключенный ранее стабилизатор, переключив затвор первого полевика на сигнал с будильника.Стабилизатор в таком виде и сохранит питание в дежурном режиме и отрегулирует напряжение на радиомаяк. Остается сделать выбор: или увеличивать общее питание стабилизатора, или попробовать домотать трансформатор до 30 вольт.
Сварка провода
Намотал новый транс с увеличенной вторичной, но при измерении индуктивность первичной стала 19 мН, а раньше было всего 3 мН, на вторичной 500 против 114 . Значит магнитная проницаемость выше. Но коэффициент трансформации на 20 кГц сохранился. Добился срабатывания РПС на 6 В.Пробовал еще увеличить витки но случайно замкнул схему и потерял время на поиск "хомута".При намотке двойным проводом с последующим разрезом и соединением конца первой с началом второй для получения одной обмотки с двойным числом витков ОБНАРУЖИЛ, что само соединение удобно делать плотной скруткой со сваркой концов в пламени зажигалки. Это быстро и качественно.Кажется есть смысл поискать станок для намотки тороидов, иначе эта операция меня доконает.Когда увеличил вторичную, под нагрузкой на ней было 11В, не хватало 4х, но после наращивания еще на 100-200 витков вместо роста получил падение. Почему это произошло пока не понял, а после короткого замыкания опыты прекратил. На сегодня хватит.
2-я поверка часов для ЛТ
8 января.В скобках результаты первой поверки. -209(-70) -200(-85) -123(-53) -92(-37) -89(-38) -79(-34) -77(-33) -64(-28) -51(-23) -50(-20) -46(-20) -39(-17) -39(-16) -35(-16) -33(-15) -32(-14) -13(-7) -10(-4) -9(-4) -7(-3) -6(-3) -5,5(-3) -5(-3) -4,5(-2) -4(-2) -3,5(-2) -2,5(-2) -2,2(-1) -1,5(-0,5) -1(0) 0(0) 1(0,5) 4(2) 6,5(3) 7.5(3) 7(3) 8(4) 8,5(4) 10.5(5) 11,5(5) 20(9) 34(16) 40(17) 42(19) 58(23) 56(25) 61(27) 62(27) 64(28) 65(28) 67(29) 70(31) 75(31) --(33) 78(34) 87(36) 97(41) --(43) 189(74)
Работа с преобразователем напряжения 4-х вольт в напряжение для включения РПС с обмоткой 500 ом полностью не закончена, скорее наоборот, появились новые проблемы. 1-я - это время насыщения магнитопровода задерживает включение формирователя кода лисы от 1 до 5 секунд (если сигнал будильника включает питание генератора 20 кГц импульсами по 0.3 сек, то время насыщения возрастает). 2-я проблема - насыщение магнитопровода неполное при перегрузке преобразователя, когда РПС (мощность потребления 1Вт) включен на выход преобразователя мощностью 0.18Вт.. "-я проблема решается задержкой подключения обмотки реле к "разогретому" преобразователю вышедшему в режим холостого хода. Можно попробовать включить через тиристор сделав задержку по управляющему электроду RC -цепью или таймером 555 запитанным через линейный 3хвыводной стабилизатор. Это еще на неделю раздумий по оптимизации. А для первой проблемы неплохо будет попробовать повесить на ноги питания-включения ЛА7 емкость 470-4700 мкФ.Сегодня ничего не хочу делать.
Сильный ход
Кажется так это называется в шахматах. Суть в том, что включением демпферного диода с выхода нагруженного на делитель напряжения 8-10 кОм преобразователя получаем вольтодобавку или обратную связь (назовите как хотите).Генератор получает внешнее управление без потребления тока в режиме ожидания. Батарейка расходуется только в момент включения будильника, когда его сигналы открывают ключ запуском генератора по питанию. В момент первого пика звонка ключ открывается и уже не закрывается питаясь напряжением заряженного конденсатора. Это значит, что первая из вчерашних проблем решена, время насыщения сокращено до 0.3 сек.Ограничение! Напряжение вольтодобавки должно превышать напряжение импульса с выпрямителя переменного напряжения гудка будильника. Это связано с правилами эксплуатации CMOS компонентов. Читаем на стр. 297 "Цифровые интегральные микросхемы" Минск 1991Справочник.U вх не должно превышать U ип более, чем на 0.2В и U вх не должно быть меньше -0.2 В (...откроются охранные диоды в схеме защиты и ИС выйдет из строя). Поэтому нельзя оставлять входы открытыми и неприсоединенными из-за возможных наводк от релаксационных устройств или просто при разъединении плат и разъемов.
Схемотехника коммутации контрольного времени (КВ)
10 января. Последний бой - он трудный самый...Паять не хотелось, все ходил и дуумал, дуумал, потом лежал и опять дуумал, сделать ничего не сделал. но что надо делать все-таки придуумал.
Значит так. Оставшиеся 2 элемента 2И-НЕ используем в роли RS-триггера. Вход R соединяем с НЗ-контактом РПС через диод и шину питания мсх тоже через диод на тот же НЗ-контакт. На свободный НР (нормально-разомкнутый) контакт тоже через диоды подключаем шину питания мсх и S -вход триггера.На средний контакт, коммутирующий два предыдущих должны одновременно подаваться (однако в разное времы - в начале и в конце контрольного времени) сигнал с выпрямителя звонка будильника и сигнал с DIP-переключателя счетчика КВ. Первый сигнал должен включить РПС по входу R, а второй выключить по входу S . Впрочем, прямого сигнала с будильника не будет, т. к. он должен пройти счетчик дней недели, а прямой сигнал может потребоваться только на следующие сутки. Далее, с прямого и инверсного выхода через 5.6 ком при 12В питании (это отрегулируем по питанию) можно сразу подавать на ключ. В роли ключа несколько "товарищей": КТ972, КУ112, КУ101, КУ106, КТ814, кт816. Все это придется перепробовать, но позже.Схемотехника задержки сигнала через RC -цепь тоже под вопросом. Варианты такие:на входах триггера, на выходах триггера, на добавленных промежуточных элементах 2И-НЕ.
11 января. Попытка заменить одновибратор ШИМ на триггер провалилась, т.к. КПД упал, а раньше я этого не видел, потому что гонял схему без нагрузки 10 ком.Придется ставить ТМ2 (4013). Собираюсь на одном триггере сделать одновибратор для задержки импульса на ключ и тоже самое сделать со вторым. Для ключа использую пока КТ940А
12 января. К сожалению принесли телек в ремонт на STR41090 Форс-мажоры неизбежны.
13 января. Ремонт не закончен. Конструктор ждет, а я на связи
14 января. Телек закончил. "Соплю" повесил предыдущий монтёр на выходе 12В, а ёмкость длины импульсов управления 0.22 при проверке показала норму и только путем замены забраковалась. В принципе я наступил на те же грабли, что и в ARDF-преобразователе- к.п.д. потерял по той же причине.
15 января. Телек пришлось дорабатывать- нет секама, пришлось делать спецотвертку для настройки контура опознавания и подгонки частот дискиминаторов цветоразностных сигналов (для восстановления и настройки цвета). Звука тоже нет - "приятная неожиданность".Короче заказ еще не сдан.1000р того стоят, чтобы на пару дней забыть о преобразователе для таймера включения лисы сверхдальнего торможения. 16 января.3=я поверка часов, время в сек.: -375 -309 -191 -139 -145 -12 -119 -101 -82 -75 -73 -61 -54 -60 -52 -50 -21 -14 -14 -11.5 -9 -9 -8 -7 -6 -6 -4.5 -3.5 -1.5 -1.5 0 1.5 6 9.5 11 10.5 12.5 13 16.5 17 31 56 62 76.5 88 87 95 97 99 99 102 104 109 115 121 134 150 291
17 января. Напомню принцип идеи. Для включения "лисы" выбрано реле-переключатель (с отталкиванием якоря) РПС32б с рабочим напряжением 24-27В и напряжением срабатывания 14-22В. Источником тока для срабатывания будет конденсатор 10.0 мкФ, заряженый до напряжения срабатывания от батарейки на 4.5В-3.6В через преобразователь на частоте 20 кГц. Поскольку на зарядку конденсатора требуется время около 1с, то нагрузка преобразователя РПС включается через электронный ключ на КТ940 с задержкой по току базы на время зарядки емкости 10.0 необходимой для запуска преобразователя и накопления энергии для срабатывания РПС.Выяснилось, что без ШИМ-управления преобразователь неэффективен, а это вынуждает введение в схему одновибратора для задежки импульса включения КТ940.Простая дифференцирующая цепь вызывает медленный рост тока базы, поэтому ипульс тока коллектора ключа рассеивает свою энергию через сопротвление неполностью открытого перехода транзистора.Поэтому осталось два варианта- заменить преобразователь простым реле (потребуется увеличение напряжения батареи до 5-6 и более вольт) или включить между одновибратором управления ключа и ключом дополнительный переключатель,вызывающий дискретный скачок напряжения управления для усиления пиковой мощности импульса включения РПС.Таким переключателем попробуем сделать одновибратор на D-триггере.Диф.цепь включена с выхода на вход сброса R, где и подключен времязадающий конденсатор через резистор связи с выходом триггера. Вход C как обычно - счетный, вход D -1, вход S- логический ноль.Остается надеяться, что звуковой импульс будильника потянет по потребляемому току обе микросхемы: и ЛА7 и ТМ2.
18 января. Собраный одновибратор начинает работать сразу после подачи питания так, что диф. цепь с прямого выхода триггера стремится задержать сигнал установочного сброса, возникающего при упомянутом выше включении. При этом счетный вход должен быть неподключенным, что противоречит правилам эксплуатации таких микросхем.Нагрузочной способности ТМ2 хватает для уверенного управления ключами . На очереди следующая проблема - как обнулить питание преобразователя после его запуска, чтобы не расходовать питание батареек. Одна группа контактов РПС нужна для включения мощной лисы, а вторая как предполагалось ранее для коммутации сигналов включения и выключения КВ (контрольного времени) , то есть звонка будильника. Однако, запущенный преобразователь находится на автоподпитке.
19 января. О, бля, 19 троянов пришлось удалять с Касперским. Пора ставить заплатки на свой Виндоус. Принесли еще один телек 14 дюймов TCL 14001G с разбитым корпусом и изображением в виде половины одной строки. Опять надо копать сеть искать процессор TCL-A30V02TO 8821CRNG5JB2. Парадокс - чтобы заниматься творчеством, необходимо ставить препятствия.
Думаю, пора закончить рассмотрение назначения 2х групп контактов РПС. Итак логика за то, чтобы 1-я группа работала на размыкание сигнала начала КВ и только. Сигнал окончания КВ запитывает отдельный одновибратор минуя эту группу контактов. То есть она работает только на размыкание начала КВ.Прерывание автоподпитки должно происходить после срабатывания реле благодаря разряду конденсатора нагрузки преобразователя. Поэтому коммутировать батарейку 4В нет смысла - преобразователь всегда должен быть готов к включению. В результате вторая группа контактов применяется только для подачи питания на лису или маяк, или лису с активной паузой.
Блок задержек
20 января. Отличительная особенность этого блока в том, что он единственный, кто потребляет ток в режиме молчания лисы. Этот ток около 1 мА, но за дни и недели набегает приличный счет, который придется учитывать при расчете времени жизни "лисы".
Схемотехника блока пересматривалась несколько раз и в окончательном варианте без учета типа применяемых счетчиков выглядит так.
Состав:
1. часы-будильник в роли двухрежимного тактового генератора (режим "сутки" и режим "пятиминутка", переход из первого во второй при подаче импульса на кнопку управления D).
2.Один двухвходовый элемент совпадения: на выход генератора,на выход защелки счетчика суток и недель (импульсов, проходящих через одновибратор 1 мин с генератора "суток".
3. элемент защелки в виде счетчика на 2х ИЕ8.Защёлка программируется вручную на любые дни недели до момента переустановки и срабатывает во все установленные дни. Сброс осуществляется подачей на вход V последнего импульса со счетчика КВ,а срабатывание защелки происходит при подаче сосчитанного импульса дня недели на вход синхронизации C, в результате чего счетчик перестает реагировать на пятиминутную тактовую частоту генератора.
4. счетчик КВ считает пятиминутки сэлемента совпадения и и всех их сбрасывает через диоды развязки выходов на другой элемент совпадения для регистрации контрольного времени с целью отключения лисы от питания и смены режима тактового генератора.Вход и выход счетчика КВ связаны с блоком Преобразователя, как говорилось ранее. Вход - через контакты РПС для его отработки по началу КВ. А выход через диод развязки - на второй из двух одновибраторов преобразователя для возврата реле в режим ожидания. 21 января.Блок имеет 3 варианта задержки: А -на сутки и менее(это сокращает на 5 корпусов базовый вариант (включая 2 корпуса ДИП-переключателей установки суток и недель задержки; вариант Б -сокращает число корпусов на 2 шт, но и время задержки ограничивается 1-й неделей; вариант С - основной вариант по универсальности и называется "Полный вариант". Он содержит 8 микросхем и 4 переключателя в корпусах ДИП14-16 и обеспечивает следующие функции управления:
Имеет 2 выхода. Первый предназначен для управления маяком в радиоориентировании или в режиме активной паузы при работе "лисы", а также для обнаружения "лисы" после окончания КВ в течение заданного времени, когда лиса закончила свою работу.Это непрерывная работа в КВ и цикличная (для экономии питания) после КВ.Этот выход идет на элемент совпадения с кодом маяка. Второй выход идет на элемент совпадения с кодом "лисы" в течение КВ с цикличностью или непрерывно.
Благодаря организации цепочки из пяти одновибраторов, срабатывающих по спаду последнего импульса можно сделать кроме цикла 1:4 (после первого одновибратора по входу 5-мин. импульса часов) также и циклы на одноминутной основе N:1. Для этого придумана "точка сбора минут", куда приходят все одноминутные снятые по спаду предыдущего импульсы, а затем через последний одновибратор с регулируемой или переключаемой длительностью в области 1 минуты организованый цикл уходит по переключателям на вход №1 или №2, или на оба.
Таким образом радиомаяк совмещенный с блоком задержки, кроме радиоориентирования становится частью "лисы", задавая ей активную паузу, возможность обнаружения после соревнований и, главное, нужный цикл работы. Такой узел герметизируется и является автономным, способным к управлению уже имеющимися лисами более ранней конструкции, расширяя их возможности по задержкам и по циклам и еще дополняя функцией "активная пауза". За активную паузу ратовал Гречихин А.И. Думаю это полезная идея для отрыва от преследования и при сбое основной лисы в зоне "взятия".
Завершение поверки часов четвертым измерением
22 января. -415 -394 -243 -176 -191(н.к.) -156 -152 -128 -106 -93 -92 -78,5 -75 -69 -67 -64 -27 -19 -16,5 -14,5 -12 -11,5 -11 -9,5 -8 -7,5 -6,5 -4,5 -2 -1,5 0 1,5 7,5 12,5 13,5 13,5 16 16,5 21 21 39 71 79 84 109 118 119 127 129 132 140 145 155 109+ 169 189 141+ 362
Короче, имея график поверки конкретных часов всегда можно внести поправку на включение в заданый день с точностью 1-2 сек.Другой сегодняшний итог -завершение ремонта TCL-1401G. Неисправность - обрыв R312 47кОм в обвязке STV 9302 (она же TDA 9302H или LA 78040). Проблемой стало введение новой неисправности в процессе ремонта, когда обнаружив резистор оранжевое кольцо маркировки принял за красное по аналогии с рядом стоящим резистором и впаял 4.7 кОм вместо 4? кОм, что привело к пробою микросхемы и непониманию, что происходит, поскольку мсх проверялась заменой незадолго до этого. Не у дел
23 январяНесмотря на то, что пора приступать к топологии печатных плат и переносу компьютерной рисовки на текстолит, есть несколько отвлекающих и выбивающий из колеи препятствий. Во-первых, нет реактива Позитив 20 и нет плёнки для печати ч\б на лаз. принтере (пленку сегодня заказал в магазине-там тоже нет). ВО-вторых, принесли 100-герцовый Cinex TV70851, а это надолго. ARDF поэтому ни физически, ни морально не катит. Посмотрим, как там можно будет разрулить на перекрестке желаемого и действительного.Всего помаленьку
24-26 января КRAB с форума Монитор(Ремонт в моем списке)сказал, что я выбрал не ту профессию, думая, что я работаю телемастером. На самом деле, я никем не работаю, а просто думаю в меру своих способностей и уж начальники мне точно не нужны, потому что они только мешают думать.
Он прав, професии у меня нет, это и есть свобода. Cinex70851шасси PT100G закончил.Был обрыв ёмкости в цепи формирования строчного аналогового импульса управления видеопроцессором 150 пф 2000В.Теперь можно возобновить поползновения на макетный-промышленный образец блока задержек "лисы". Полагаю пока нет пленки для принтера, надо рисовать платы под нужный размер и даже пробовать рисовать вручную, чтобы дело двигалось вперед.
27 января.До печатной платы сегодня не добрался, получил 2 заказа - Горизонт на сегодня и Таурас на вторник. В Горизонте 10 дефектов. Один из них -приклееный простым лаком регулятор статического сведения синего луча. Попытка покрутить привела к трещине феррита и к мысли, "почему клей для SMD компонентов стоит 1400р за шприц в 10мл". А потому так дорого, потомучто при нагреве можно обратно отклеить приклееный компонент, ну и само собой диэлектрические и устойчитвые к мытью плат св-ва. Мои платы маленькие, так что обойдусь цапон-лаком. Из ремонта Cinexa полезным для радиоконструирования можно считать способ формирования импульсов управления цифровым блоком из аналоговых кадровых и строчных импульсов. Простота решения просто гениальна - надо пропустить сигналы через логические элементы ИСКЛЮЧАЮЩЕЕ ИЛИ и всё.
28 января ,Бестолковый день. Неудачная попытка отремонтировать плату видеоусилителей на самсунге P69-SA.
29 января.Повторение вчерашнего + ложный вызов: Таурас TS1411 (шасси KS2) оказался исправным, но с "соплей" в блочном доме вместо антенны хотя в других комнатах стояли исправно показывающие телеки. Вот так, живут вместе, а инфой не делятся. А может провокация? Появился новый сайт ARDF (RYAZAN.ARDF.RU/)
30 января.На сайте www.artlavka.ru продаются в частности стеклографы в виде деревянных карандашей чёрного цвета по 23р80к, в отличие от моих безоболочечных.Говорю об этом потому, что в 10 утра позвонил какой-то "кент" из фирмы Медтехника в Спб и спрашивал 200 шт красных и 200 шт черных, а вышел он на меня явно через поисковик Яндекса. Я тоже набрал "Стеклограф" и увидел ссылку на свой прайс измененного (красного ) цвета. То есть человек действительно интересовался. Ссылка высветилась, как "магазин serge". Приятно сознавать что инфа идет. После телефонного звонка хотел пробиться в поисковик Яндекса, но получил запрет на свой IP-адрес. Весь день думал, что это связано с чисткой моих троянов засланых возможно с Яндекса, но все оказалось проще - просто по моей ссылке кто -то работал в сети. Физитчески занимался разборкой трех УПИМЦТ, занимавших определенную площадь в подвале. С топологией печатных плат, думаю, спешить не следует в связи с тем, что не продуманы принципы маскировки спецузлов, от которых размеры и корпусность записят в первую очередь. Больше склоняюсь к "пеньковой" технологии. То есть платы монтировать в корпусах крупногабаритных электролитов, маскируя их под всевозможные сучки и ветки приклеивая аксессуары маскировки эпоксидным или водостойким клеем. Психологически, антена выходящая из ниоткуда бросается в глаза в отличие от органично вписанной в растительность и потому не привлекающей внимание. Однако часы в такую топологию не вписываются и придется их делать выносными на расстояние до 2-3 метров с облегченным разрывом сигнальной линии. 30 лет спустя
Сегодня по ОРТ1 в новостях прошла инфа об "открытии" канадских ученых по таламусу и его влиянии на механизм памяти в отличие от традиционного приписывания этой железе гормонов функций физиологического назначения, т.н. гормонов роста. Но 30 лет назад в гостях дома у проф. Мих.Мих-ча Ермолаева я от него самого лично узнал, что именно это тема его работы в области биохимии и биофизики. Я тогда сильно удивился, что доктор геол.мин. наук занимается и этим. А узнал, спросив его о том, где же находится источник интуиции . Он думал пару секунд и ответил дословно "Я думаю в таламусе", при этом одним из аргументов была а малоизученность этого органа человека. О как он был бы рад сегодня, узнав об экспериментальном, хотя и случайном обнаружении факта влияния на память с современной технической оснащенностью пресловутого таламуса. Жаль, что великие умы живут так мало.Надо сказать, что той короткой беседе (и не только об этом) предшествовала 2-х часовая лекция Мих-Миха на тему "Роль интуиции в величайших открытиях современности". Лекция проходиля в 206-й аудитории и была насыщена фактами оценки процесса озарения самими учеными сделавшими эти открытия, включая Бора и десяток других.Всем открытиям предшествовал период накопления информации и мгновенного озарения решения стоявшей иногда долгие годы проблемы. Интерес был большой и аудитория переполнена в основном преподавательским составом (понятно почему).
От Мих-Миха я лично научился стилю мышления, который можно назвать (я бы так назвал) "в конечном итоге", когда смысл обобщения концентрируется не на словах, а на действии. Приведу пример, где-то к 3 курсу он написал учебник для ВУЗов "Введение в физическую географию" и тут появилось множество умников высказывавших свои замечания по поводу текста (тогда было модным собирать такие замечания,- похоже на способ примазаться к чужой славе). Я тоже поддался и нашел пару "своих" неточностей в тексте . Встретив в коридоре профессора я сказал, что нашел такие,а он ответил, что Их найдено множество и явно нахмурился, но спросил, какие же, поскольку такой наглости от студентов он не видел. Я привел пример текста " рефлекторы излучают сигналы...", заметив, что излучают вибраторы, а рефлекторы их отражают (моя реакция как радиолюбителя). Вот тут то он и сказал,-"в конечном итоге, все равно они излучают". Вот тогда я и понял разницу масштабов мышления, чего и другим желаю. Поэтапная магазинизация
31 января. Решился на создание нового раздела в магазине "Таймеры". Если кого-то заинтересует вариант включения без контрольного времени, то надо будет указать нужные вам размеры печатной платы и я постараюсь вместить на неё эти(у) схемы.Задержка включения первой конструкции -1 сутки и менее с точностью 1 минута. Входной сигнал - выход с китайских автомобильных часов с контактов ЗП.В связи с ограниченной мощностью коммутируенмой нагрузки гарантийные обязательства отсутствуют.
1 февраля. Нарисовал ещё одну схему таймера в магазин.При анализе работы преобразователя на выключение РПС32 вовремя сообразил, что одновибратор на ТМ2 будет мешать выключению постоянно провоцируя включение. Чтобы исключить такую возможность, снял питание с этой микросхемы через контакты РПС на время работы "лисы".
2 февраля.Загрузил в магазин схему 3-го таймера на основе защелки, заменяющей РПС в смысле подачи питания на разрешающий вход элемента совпадения действующего формирователя кода. Всего две микросхемы CMOS и задержка с точностью часов до 10 суток излучения в антену обеспечена. Это быстрый и дешевый вариант совместимый с любой ARDF техникой.Цена указана без стоимости батареек 3хААА и часов.При заказе также укажите размер платы. А в предыдущей схеме недорисована линия сброса счетчика с базы транзистора включения РПС, и с этой же базы через 4.7 мОм подается сигнал на кнопку D перевода часов в пятиминутнй цикл.
Выбор типа таймера зависит от тренерских задач. Для недельных и более длительных задержек рекомендую таймеры на основе РПС, для суточных-трехсуточных, а также недельных в случае "лис" с мощными аккум. можно обойтись таймером защелкой №3.Она также как и РПС тока не потребляет, кроме 20мкА при питании 15 В, однако формирователи кодов, с которых она снимает запрет все-таки немного потребляют снижая общий для бегового сезона ресурс по батарейкам.
3-4 февраля. Магазин пополнился обещанными в прошлом году схемами "лис", которые я успешно применяю уже много лет и которые имею возможность скопировать за указанную в прайсе плату. Вопросы плиз по магазинной почте. Настало также время обобщения принципов построения таймеров. Их два. Во-первых, необходимо защелкнуть импульсы с генератора часов. Сделать это можно с помощью логического элемента любого типа подав выходной сигнас этого элемента на его счетный вход через диод с расчетом сделать вход невосприимчивым к новым входным импульсам. (Кроме элементов, в кот. такая связь существует у них внутри, например RS-триггеры) Во-вторых, необходимо обеспечить понятное пользователям время задержки срабатывания защелки и время самого защелкивания для ограничения времени работы блоков управления передатчиками (формирователей кодов или приемников трансиверного радиоориетирования. Это время можно сделать точным с применением счетчиков пятиминуток с переведенных в пятиминутный цикл часов генератора через кнопку D. Но может оно быть и приблизительным, то есть равным времени сброса состояния "защелка по входу R через RC-цепь с большой задержкой. Если оба принципа организовать на одной микросхеме, то маяк для радиоориентирования будет иметь в составе всего три микросхемы, один транзистор и часы установки начала отсчета по будильнику в диапазоне 24 часа. Такой таймер удовлетворяет всем условиям массового радиоориентирования: ненормированное КВ (контрольное время) можно измерить, установку маяка на местности можно доверить ориентировщикам за сутки до начала соревнований, а в случае наступления события "кража", можно с честью похоронить 100 рублей себестоимости данного устройства.
Учитывая столь весомые преимущества однокорпусного таймера, именно с него следует начать модернизацию спортивного радиоориентирования, как вида спорта.
5 февраля Начал подготовку рабочего места для монтажа ARDF техники. На пути стоят Завалы. Объем сегодняшних разборок - демонтаж полсотни микросхем с обвязкой, а конца и края не видно.
6 февраля. 36 корпусов микросхем демонтировано и кубометр мусора приготовил на выброс. Может быть это и неинтересно, но спать иду с сознанием выполненого долга. Можно сказать -честно отработал и не за чужой счет прожил день. А это пожалуй, важно.
7 февраля. Некоторое лет назад общался с Владимиром Николаевичем (UA2CN).Несмотря на своеобразный характер его квалификация достаточно высока, и он сказал, что самое страшное - это не дураки, а дураки с инициативой. А вспомнилось это в связи с тем, что ход моих рассуждений привел к мысли, что почти вся бытовая терминология - это не что иное, как прикрытие человеческой глупости. Например, глупость можно прикрыть термином Юмор Радость Вера Коллективизм и все остальное, допускающее инвариантность интерпретаций. Все различия внутри терминов бытового характера обусловлены мерой выброса гормонов регулирующих возбуждение организма вследствие непонятого действия внешних раздражителей.
Эта граница между разумностью и глупостью постоянно меняется и должна учитываться в новых разработках как принцип историзма. ПАРАДОКС в том, что исследователь ведущий новейшую разработку с точки зрения всего остального человечества не посвященного в их суть является идиотом. Поэтому пользу обществу Он может принести только вопреки, а не благодаря обществу. Но есть и обратная (положительная) для исследователя сторона этики в вопросах разработок: общество превращается в "обезъяну с гранатой" не понимая всего смысла значения разработки. Таким образом, исследователь всегда имеет возможность отомстить дуракам с инициативой. 8-13 фев.занимался чёрттечем.-принесли шасси D3000.Отказ.Сходил на Tomson 33MS21F шасси ICC17.Там просто фокусировка и слабая труба.KRAB (администратор с форума МОНИТОР) почемуто заблокировал мой IP-адрес, ПЕРЕДАВАЙТЕ ОТ МЕНЯ ЕМУ ПРИВЕТ через закладку "ФОРУМЫ- РЕМОНТ".Его мозг хоть и перегрелся от такого наплыва пользователей, но меня распознал, а что еще надо для двусторонней связи? Проверка связи состоялась. И, как всегда, ничего личного и ничего лишнего.
14 февраля. Купил телек DAEWOO KR14E5 по акции Виктории. Нафига он мне? Все побежали и я побежал. 54-я диагональ была продана уже через 2 часа после начала акции,(3000р), а 37-я по 1500р выставлялась в большем количестве.
Три типа НЕНУЖНОСТИ "Лесных видов спорта"
1 тип.
Абсолютная ненужность. Характерен для урбанизированых типов поселений. Доходность (личная) властных структур (прикрываемая нуждами Города) зависит от продажной стоимости земельных участков включая аренду на длительные сроки.Если признаки этого типа появились в одном месте города, то это можно считать прецидентом для всей территории. Признаки проявления - изменение статуса земельных участков с целью застройки и получения прибыли. Девиз таких акций - РОДИНУ НЕ ПРОДАЕМ. Суть их в том, что продаем друзей, если Лес и его меньшие братья (прочий растительный и животный мир)-друзья Человека.
2 тип
Ограниченная ненужность. Типы поселений, в которых высокая производительность труда при недостатке трудовых ресурсов на квалифицированных и высокотехнологичных типах производств. Лесные виды спорта востребованы с целью выявления людей способных к продвижению продуктов труда в этих производительных циклах.Признаки этого типа в том, что всем дают "добро" по привлечению несовершенолентних к этим видам, но при этом никакой поддержки не оказывают. Технические по сути виды спорта проходят по отчетности, как организации дополнительного образования с принципами управления (и финансирования) приравнивающими работу организаторов на природе к работе в помещениях.Такое несоответствие в контролирующих органах воспринимается так, как укажут власти данного типа поселения, в кот. эти контроль-органы получают зарплату. Запрет на фальсификацию отчетности, неизбежную при "ограниченой ненужности", власти делать невыгодно в следующих случаях:
А-участие детей власть имущих в секциях с недонабором (по договорам принятым в учреждениях дополнительного образования), когда секция и соревнующиеся с ней секции данного вида спорта носит статус НЕПРИКАСАЕМАЯ для контрольно-ревизионых органов или комиссий.Единственная проблема для таких секций - жалобы сынков.
Б-другая выгода коррумпированой власти от фальсификации отчетности и ее прикрытия (крышевания) заключается в том, что используемые по отчетности основные фонды (помещения для спорт. занятий) лжеорганизаций используются или скажем так -могут использоваться-то, что называется "не по назначению".В этом случае внешний контроль неизбежно выявит создаваемые на базе таких помещений фирмы-однодневки через проверку базы налогообложения.Из-за этой нестабильности с периодом времени правления руководителей есть необходимость в третьем типе ненужности лесных видов спорта.Она также выгодна властям некоторых типов населенных пунктов, но по признаку устойчивости к проверкам достойна выделения в особый третий тип ненужности. Итак:
3 тип
Относительная ненужность.Это работает по принципу "Тёплое местечко". Двойственность статуса руководства спортивного ориентирования или др. лесных видов спорта позволяет менять людей ответственных за фальсификацию отчетности по проделанной работе ради получения спланированых под эту деятельность бюджетных средств.Другими словами, фиктивное планирование влечет за собой фиктивное освоение выделенных бюджетом средств. При этом оснований для претензий у контроля может и не возникнуть, если место (должность) разогревалось энтузиастом и спец-ом, а после увольнения (не будем для краткости уточнять поводы, поскольку причина - посадить своего человека для получения выделенных для спец-а средств) стало подотчетно правопреемнику. Этот тип возникает тогда, когда Бюджет населенного пункта "не чувствует" подмену подотчетного руководства на личностном уровне, определяющем дееспособность организации. Руководству данного типа населенного пункта лоббирующему бюджет в этой части (спортивной) выгодно иметь путь слива части бюджета на неконтролируемых принципах организации учреждений доп. образования.Лже секции в этом типе постоянно меняют статус на ПЕРИОД РАЗВИТИЯ и ПЕРИОД ТРУДНОСТЕЙ . Тип Относительной нужности всегда нужно определять относительно личных связей руководства спортсекции и людей определяющих в конечном итоге целевое освоение бюджета(как назначением, так и перераспределением). Признаки этого типа - частая смена руководства на контрольно-отчетных уровнях организации.Возникает в тех типах населенных пунктов, где идет борьба за власть с целью перераспределения имущества данного населенного пункта (например путем выведения этого имущества в новый статус с целью получения личной выгоды под прикрытием общественной пользы).История одного города Салтыкова-Щедрина продолжается.Новейшая история или новости.
Как губернатор сам себя наградил. Орденом заслуг перед Отечеством 4 степени сегодня президент наградил губернатора за успехи в социально-экономическом развитии чего-то.Думаю президент "подмахнул" представление к награде "не глядя", потому что если верить сегодняшнему выступлению в Казани кандидата в президентя Медведеву поддержка детских тренеров не должна зависеть от прибыли региона, а должна быть приоритетной из-за малой занятости детей спортом (20%). Однако, когда я спросил в специальной телепрограмме, почему администрация при зарплате 30000р/мес имеет бесплатный проезд к месту работы, а детский тренер при зарплате 2 тыс р/мес его не имеет, то получил ответ, что администрация работает со всем населением региона, а детский тренер только с 60 человек.В списке "подвигов" тянущих на награду создание мотоциклетной школы с липовой отчетностью под названием ГОУ ДОД КДЮСШ по СТВС, а также полный Трандец национальному парку Куршская коса где построенные особняки обязали снести организацию Балтик НТП, чего естественно не произойдет из-за модного в регионе принципа "изменение статуса" в интересах государства, т.е. самого губернатора. Новые мысли по планированию работы в рамках УДО (учреждений доп.образовангия)
11 марта.Стратегические ошибки прошлой работы:
1. Нарушение принципа экологичности в оценке результатов набора на основе учебно-тренировочных сборов по месту жительства. Набор производился среди детей уже занимающихся другими видами спорта. В результате получается накладка по времени, а также компрометация со стороны убежденных сторонныков других видов спорта. Конфликты этого типа носят скрытный затяжной характер и проявляются через блокирование мероприятий по программе занятий.Преодолеть эту стратегическую ошибку можно попробовать через программу 1-го года обучения построенную на двухуровневой записи в секцию путем проверки мотиваций и возможностей детей для посещения занятий. Для этого предлагаю кандидатам в удобное для них время и в удобном для них месте с периодичностью 1-2 раза в неделю начать сборку пеленгатора для игры Лесной тайник.Для получения комплектующих деталей и инструмента необходимо на именной коробке указать данные по записи в секцию ARDF (требование УДО) и подписать заявление у родителей навестив их лично. Родителям предоставить возможность контроля сборки аппарата через интернет ресурс, где каждый ребенок имеет свою историю сборки.Пропустившим три занятия возобновить конструирование далее по плану сборки можно только в помещении выделенном организацией УДО, как минимум в дни проверок руководящих инстанций.
2.Убойная стратегическая ошибка - использовал чужое планирование не связанное с финансовым обеспечением процесса и неадеакватное трудозатратам руководителя по предложенному содержанию работы. Для преодоления такой ошибки надо различать спортивный принцип планирования (наличие расходных материалов, аппаратуры, возможностей применения спортивных правил и методик ( наличие баз, оплата УТС и проезда к местам соревнований), образовательный принцип планирования и отдельно воспитательный.Каждый день работы должен обозначаться одним из этих принципов с возможностью их взаимозамены при отсутствии финансового обеспечения. Например, если нельзя поехать на соревнования по вине недофинансирования или запрета родителей, то запасным принципом должен стать воспитательный, к примеру совместное использование инструментов и обмен опытом при изготовлении пеленгатора.
...Свежая идея за последний месяц касается пошаговой сборки. Это родительский интернет-контроль за сборкой и применение альбома фотографий пошаговых операций в качестве учебно-воспитательных задач при пошаговой сборке.ВНИМАНИЕ! Все будет напрасно, если не согласовать план сборки с разрешением администрации УДО на последовательное использование метража помещений и последовательное использование инструментария, то есть скользящий график работы.То есть вопрос наполняемости в группах ARDF рассматривать последовательно с учетом выполнения работы, а не с учетом отбывания времени на занятиях.Обеспечить такую возможность можно только утвердив нормирование технологических операций по времени с учетом последовательного использования инструментов и площадей предоставленных для занятий.Попросту говоря важно согласовать применение принципа индивидуального подхода в воспитательной работе на основе сборки приемника.
3. Стратегическая ошибка по охвату возрастных групп. Все группы должны быть одногодками с плановым сохранением 1-2 человека в год для перевода на следующий уровень обучения (подразумевается воспитательный принцип финансирования).
Ну и так далее. Регистрация СК СРПО
1 апреля. Юр. адрес просил у председателя регионального совета РОСТО Мичурина Владимира Ивановича, зам. -Иванов Геннадий Александрович, консультант - Ткаченко Игорь Викторович. В обмен на обязательства по предоставлению юр. адреса пришлось включить в план работы образование первичной организации РОСТО. Госпошлину 2000 р также требуют, спорить - себе дороже.
Пользователям магазина: следите за сменой адреса эл. почты, поскольку писем по старому адресу не вижу с 28 марта. Выход с Главной страницы на новые ресурсы (прайс, фото,объявление) обусловлен передачей пароля сайта всем учредителям СК СРПО.
2 апреля. Принял на мобильник звонок от секретарши Вали, Председатель подписал просьбу о предоставлении юр. адр. Завтра оформлю тело Гарантийного письма. В частности, нужна "шапка" (точное название ФРС). Притащил выброшенную раму от двуспальной кровати. Буду делать Дацзыбао для сбора 2000 рублей на регистрацию детско-молодежного спортклуба. Пусть будет стыдно тем, кто отыгрывается на детях.
3 апреля. Гарантийное письмо получил, осталось заявление, госпошлина, протокол и устав.Все мысли крутятся вокруг проблемы организации сбора пожертвований.Пока нет путевых мыслей - никогда этим не занимался.
4 апреля.Протокол и Устав подготовил согласно требованиям как законодательства, так и приемщицы на регистрацию, т.е. ей захотелось каждую страницу на отдельном листе, шапку тоже. При работе с редактором WordPad обнаружил странную ловушку для лохов. Там в панели инструментов есть иконка "предварительный просмотр" в виде лупы. Так вот, если ее нажать, то текст разбивается по страницам с учетом оградительных полей разметки в виде пунктирных линий. Далее забиваем текст с помощью трех клавиш ("назад", "enter", и "delete"). Включаем "Предварительный просмотр" в меню "File" и убеждаемся, что он соответствует "предварительному просмотру" в панели инструментов. Вроде все как надо и включаем "печать", выбирая диапазон страниц. И,о боже, то есть Ё-МОЁ, на тексте в районе переходов страниц - пробелы по 4 строки с накоплением на каждой последующей странице. Стал думать:- Шо це такэ? Сперва , может шрифт не тот? Попробовал, выделить всё в меню Файл, затем указал шрифт побольше и результат тот же, только смещение пробелов увеличилось.
Ошибка оказалось в том, что ,вбивая текст в поле выделенное пунктиром НЕЛЬЗЯ РВАТЬ ТЕКСТ ПО ВЕРТИКАЛИ. Эти разрывы неизбежно попадут на бумагу при печати. Принтер сам знает когда переходить на другую страницу. Хреново, когда два хозяина у одной программы. Осталось сделать заявление форма 212 с приложением листов Б,Е,Ж,И.И к нотариусу в очередь для заверения подписи на заявлении.Тогда останется госпошлина и можно сдавать документы.Говорят сведущие люди ожидание регистрации - около месяца.Хотя, те же люди проявили и свою некомпетентность по адресу регистрации.Понятие "Вид спорта" и его время жизни
9 мая.По нашему пониманию спорт - сравнение природных естественных возможностей людей в определенных условиях. Изменение условий дает жизнь тому или иному виду спорта и закрепляется в правилах. Если вид спорта становится частью содержания жизнедеятельности всех людей, то спорт исчезает, растворяясь в обычной бытовой практике или меняет правила, чтобы отличать исчезающий вид спорта от бытовой практики.Надо признать, что спортсмены разных видов имеют разные типы навыков, работающих на уровне подсознания в экстримальных нагрузках.Это создает им естественные привилегии среди обычных людей, не владеющих навыками данного вида. Некоторые навыки идентичны в разных видах, причем условия, определяющие привилегии спортсменов конкретного вида, могут исчезать, как фактор привилегий. Тогда идентичные навыки становятся основой перехода спортсменов в другой вид с нормальными, то есть общепринятыми, условиями проявления закрепленных навыков.
Ключ к пониманию "нужности" вида спорта находится в самом спортсмене, поскольку только он в состоянии определить соответствие своих навыков условиям их применения. Указанное необходимое условие "нужности" вида не является достаточным, поскольку физическая реализация условий соревнований в разных видах находится в балансе с затратами. Цель затрат - получение выгоды через привилегии закрепленные в общественном сознании всех участников мероприятий, включая потенциальных в виде зрителей или потребителей рекламы через эффект причастности (персонификации личности).Коммерческий эфеект может быть и косвенным через получение привелегий в виде должностных полномочий. Условия применения навыков у мужчин и женщин имеют разную физиологическую природу и потому несут разную смысловую (по целенаправленности) нагрузку.В общем виде женский спорт подчиняется условиям применения навыков (правила консервативны), а мужской спорт стремится подчинить условия соревнований своим навыкам (правила динамичны)Баланс интересов между мужским и женским спортом даже внутри одного вида имеет положительную роль, как фактор функционала общественного сознания.
Таким образом, если мы с вами договорились о терминах, считаю теорему
"О необходимости создания очередной общественной организации" клуба СК СРПО доказаной.передача из Останкино 1988 год
1 июня - день защиты детей.
-Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодня мы снова собрались в концертной студии Останкино, чтобы поговорить о детях,о школе, о ее радостях и заботах, о трудностях и успехах. Мы пригласили сегодня на эту встречу педагогов и родителей, учёных и студентов. А на сцену снова выйдет учитель. Наши зрители встречались уже в этом зале с ленинградским учителем литературы Евгением Николаевичем Ильиным, учителем математики из Донецка Виктором Фёдоровичем Шаталовым, членом-корреспондентом Академии Педагогических наук СССР, доктором психологических наук Шалвой Александровичем Амонашвили. Сегодня мы пригласили на нашу встречу
Заслуженного учителя РСФСР, кандидата педагогических наук Игоря Павловича Волкова.Но прежде, чем произойдет ваше с ним знакомство, я хотела бы вам предложить небольшой фрагмент из документального фильма "Талантливые дети".
-...плыл корабль по океану, по Тихому океану.Летела муха, устала, увидела муха корабль,села муха на корабль. Показываю, муха села на корабль...
-в подмосковном городе Реутово заслуженный учитель РСФСР Игорь Павлович Волков работает вот уже 30 с лишним лет. Мы на уроке самых маленьких, Юле 6 лет...
...так-так-так, нет, неправильно, кто сможет показать? нуиди, Женя ты. Это очень трудный вопрос. Ну конечно, все правильно. вот сюда вот на краешек. Здесь нарисовано три детальки очень похожие одна на другую. А здесь одна из них двух видов. Посмотрели...Какая из двух? А ну ка хором попробуем, какая?. Первая! Ну, вы знаете?вы меня удивляете, я думал, вы не отгадаете.Счас я закрою, я сам должен запомнить, а то я тоже забыл, так. счас я запомнил.Давайте...24! 33! 46! 48! 51! 66!...Вот теперь молодцы,вот это работа. я понимаю. А то первый раз у вас там не то что-то было.
-Дети обладают феноменальными способностями к различным видам деятельности. Но только один ребенок к одному виду деятельности. а другой - к другому. Есть много потенциальных Ньютонов, Лермонтовых, Менделеевых, но фундаментом для этого должно служить общее развитие. Если нет. допустим, у вас памяти, то ну какая речь может идти о творчестве? Если у вас нет координации движений, то вы вряд ли что-нибудь спокойно какое-нибудь изделие сможете сделать. Если у вас реакция медленная, то медленная обучаемость будет. И надо сделать в раннем возрасте, то есть мы это сделали (уроки творчества) в начальных классах, начиная с шестилетнего возраста...
-...ошибся один разочек, для жизни это не опасно. А теперь, ребята, я дам вам уже сложные задачи. Вот лампочки, просил вам люстру подключить- на одну часть на 2 лампочки, один -на одну лампочку. Думать у доски нельзя.Федя, ты иди, вот эту хочешь, да? Кто вот эту задачу хочет решать?? Иди, Виталик... Денис, иди вот эту решай, всем хватит места, всем хватит. Валя, а ты вот эту решай. Ребята, вы не бойтесь, им всем хватит, сейчас будут же ошибки же пойдут, вы что ду, они все мастера что ли?.Так, Федя, ты что сделал,посмотри, что получилось, на все три получилось. Ну, давай, Оксана, иди а то ты счас будешь из кожи уже из фартука будешь уже своего. Ну вот, куда делаешь и на одну, Оля. Не поняла.Так, садись, ребята уже недовольны...
Вотчего добивается он. Что вслед за учителем ребята начинают верить, что смогут всё. Честно говоря, нам показалось странным, что в других школах ничего подобного нет.
....Ну,а вот сейчас я приглашаю на сцену учителя черчения и рисования шк.№2 гор. Реутов моск. области Игоря Павловича Волкова (аплодисменты).
.Здравствуйте, товарищи! Как будто со сцены, как будто с экрана сошел. Вы знаете, я долго думал, в каком направлении вести наш разговор сегодня, так как этой работе можно придать, ну разные, работать в разных направлениях. И решил, что сегодня,пожалуй, самое интересное - поговорить о способностях и возможностях наших детей. Ну, краткая справка о себе: Я 35 лет работаю в школе и практически всё это время я веду поиски форм работы, предполагающих выявление, развитие и учет склонностей и способностей школьников. Сегодня я со всей ответственностью могу заявить,что огромное количество учащихся обладает выдающимися способностями к различным видам деятельности, и что в рамках обычной общеобразовательной школы эти способности можно развить до уровня, далеко выходящего за то, что сегодня может датьспецшкола любого типа.
.Так как мне нравится общение со школьниками, я буквально с первых дней начал вести кружки, различные. Но вскоре выявилось такое неприятное явление: в начале года у меня в любом кружке, в каком бы я ни работал, было десятки людей, а к концу года оставалось 2-3 человека. И то, они оставались не из-за того, что они хотели развить свои способности, а просто из-за симпатии ко мне. Я думал, что это зависит от меня и стал вести кружки и несколько раз в неделю, и всю неделю один кружок веду, и по воскресеньям работал - картина была одна и та же. Я нашел 3 причины, которые, ну это мое суждение,, во-всяком случае оно никого ни к чему не обязывает.Вот, это причины такие, что ребёнок никогда не будет делать то, что никому вокруг него не нужно. Он находится полностью под влиянием взрослого. Это первая причина. Вторая причина - у учеников В НАЧАЛЬНЫЙ ПЕРИОД самостоятельной деятельности нет устойчивых интересов к одному виду труда независимо от того,хорошая успеваемость-плохая успеваемость, есть способности-нет способностей. Он и хочет, но не может, 1,5 месяца, он больше всё, он больше не может. Я подчеркиваю, в начальный период. Следовательно, хотим мы того или не хотим, надо периодически менять виды труда. Третья причина. -Оказалось, что у учеников настолько разнообразны интересы, склонности, что мы не можем при всем желании даже через тысячу лет создать десятки, сотни кружков, чтобы охватить все интересы. Ну например, ученик интересуется только одним делом - изготовлением из пластилина скульптурок (фигурок) воинов 812-го года. Ну кто ж будет из-за одного человека делать кружок,где будут делать только фигурки. Поэтому именно может в школе такого ученика и нету. И вот тогда была опробована в нашей школе система внеклассной работы, предполагающая выявление развития и учет склонностей и способностей школьников. Общая суть этой системы такова - мы предложили учащимся выполнять самостоятельные творческие работы сверх учебной программы. При этом не устанавливалось никаких ограничений ни в выборе тем, ни в способах и сроках исполнения, ни в объеме оказываемой помощи со стороны взрослых, я пдчеркиваю это, тоже было не граниченое. Ребенок без взрослого сделать ничего не может. Не ждите никакой талантливости. За каждым ребенком ищите за спиной взрослого. Уже сегодня существует система внеклассной работы. Она существует. Но то, что (неразборчиво) объединили в единое целое. Ну так что вот это чем-то? Это оказывается вот что- это "творческая книжка школьника". Показываю ее. Здесь так и написано: выдано такому-то ученику, окончил такую-то школу в таком-то году,за время обучения в школе выполнил следующие самостоятельные и творческие работы. Ему сказали, что когда ученик кончит школу, он получит этот документ. Это будет свидетельство его склонностей, которыми это он будет показывать при поступлении на работу или в специальное учебное заведение. Теперь, что ученик мог делать? - Ученики спрашивают - всеможно сделать? Я говорю,-все можно сделать. Всё-всё? Я говорю - всё-всё. Гвозди можно забивать? Можно, только чтоб соответствовало определенной норме. Какая норма? Я говорю -100 штук. Забивай 100 штук в пень, неси, и тебе будет сделана запись в творческую книжку. Он говорит,-всё, завтра принесу. Опять поднимает руку:- а несколько записей можноделать на одну тему? Я говорю,-пожалуйста.Можешь делать сколько угодно записей.
продолжение возможно, если будет просьба на доске объявлений.Однако, вкратце могу изложить суть проекта Волкова.Логика его мысли привела его к необходимости организации т.наз. Творческих комнат с ежедневным учетом посещения, оборудованных станками и инструментами для выполнения работ посильных разным возрастам и отличающихся количеством комплектующих деталей в изделиях. Так он решает все корневые проблемы включения детей в процесс развития.
В ДЕНЬ