Проблема Первого Урока
Я предлагаю два практических подхода к его организации.
1. Предлагается на платной основе собирать разные конструкции с занесением в ТК (творческую книжку). ТК представляет собой документ, содержащий персональные данные и фото и имеет целевое назначение помочь при собеседовании в случае участия на конкурсах при поступлении на учебу. Если это принимается как обязательное условие, то есть все шансы на успех первого урока. Это значит, что сформирована мотивация, которая одновременно может служить предлогом связи с родителями, играющими главную роль в воспитании. Но предлога недостаточно, поэтому неплохо организовать беседы с родителями по поводу содержания ТК. Полагаю, это обсуждение расписания и содержания работ, а также места, где хранится ТК и ее оформление с учетом менталитета пользователя. Если ТК хранится у ученика, то потеря или случайное уничтожение документа может привести к конфликту, поэтому необходима электронная копия. Но все равно, в доме, не приспособленном для занятий техническим творчеством, важность документа родителями может недооцениваться, и он может просто пролежать в столе без дела. Тем не менее, содержание документа может усиливать мотивацию на процесс учения, если он чаще попадается на глаза. Бланк титула должен быть типовым для организации, как характеристика подлинности ТК в целом.
Разобравшись с ТК, переходим к содержанию. Опыт показал, что произвольный выбор конструкций для работы приводит к разочарованию и прекращению занятий из-за естественного чувства неудовлетворенности ввиду недостижимости результата в условиях кружка быстро и качественно, то есть так быстро, как хотелось бы соискателю на творчество. Самооценку скорости работы необходимо сформировать. Поэтому первые конструкции должны быть изготовлены в течение урока, что позволить развязать свободу воображения и подготовку средств на оплату занятия сообразно фантазии ученика. Количество обязательных конструкций можно связать со стоимостью занятий, но в любом случае переходить на свободный выбор конструкций следует только после формирования устойчивого отношения к необходимости выполнения ТЦ . ТЦ – технологический цикл, включающий в себя рисовку принципиальной схемы устройства, подбор деталей, рисовка монтажной схемы с учетом типоразмера деталей, изготовление, выбраковка испорченных деталей и их тестирование, настройка изделия. Итак, ТЦ содержит шесть технологических операций. Именно их проработка и усвоение и есть предмет этапа обучения с помощью обязательных конструкций. Кроме того, это стабильный критерий целесообразности оплаты обучения для родителей, основного источника финансирования ученика.
Понятие ТЦ и жесткие временные рамки в сочетании с разными психофизиологическими особенностями учеников и проблемами разновозрастного общения накладывают огромную ответственность за успех урока на выбор обязательных конструкций и подготовку условий для проведения урока. Это самое трудное в этом подходе, зато видны результаты труда, Схема реализации ТЦ за один урок проверена и работает, хотя и требует от учителя опыта практической реализации, который в основном связан с личностными характеристиками учеников. Если эти характеристики не соответствуют, то их можно попытаться развить в кружке спортивного ориентирования, например, пространственное мышление (как совокупность образного и абстрактного). Результаты в спортивном ориентировании, как все прочие не связанные с конструированием дела также пишутся в ТК.
Различия первого и второго подхода к обучению конструированию, как искусству схемотехники, связаны со свободой действий ученика в рамках технологических операций. В первом подходе операции можно упрощать для достижения результата. Например нарисовать монтажку (монтажную схему) можно разными путями,и в условиях дефицита времени доверять эту операцию ученику означает провал урока. Тем не менее, эта важнейшая для начинающих операция должна быть изучена и освоена до получения устойчивых навыков. Поэтому и необходим второй подход к конструированию. Но он не вполне самостоятельный и скорее является подпрограммой первого.
2.Особенность подхода заключается в акценте на технологичность конструкции и связанную с ней надежность и функциональность. Поэтому он целесообразен для конструкций предназначенных к серийному изготовлению. При этом, подход обусловлена тем, что принцип, лежащий в его основе может быть критерием оценки способностей в их развитии. Это значит, что с помощью этого подхода можно отсеивать учеников без более или менее серьёзных намерений, а это важно для бизнес-плана проекта «Кружок радиоэлектроники для ARDF».
Суть подхода в том, что предлагается многоуровневое усвоение отдельных технологических операций с повышением сложностидо уровня достаточного при изготовлении выбранной серийной конструкции, например, радиомаяка или пеленгатора.
Например, вводится понятие ТЦ с помощью простой бессмысленной конструкции. Это может быть печатная плата из 2-х деталей. В процессе изготовления главное – пройти все стадии цикла и увидеть таким образом весь процесс в целом. Преимущество такого подхода в более быстром доведении до сознания ученика инструмента конструирования – ТЦ. Другое преимущество – то, что можно успеть сформировать мотивацию на изготовление именно техники ARDF, не тратя время и не отвлекаясь на другие конструкции-игрушки. Мотивация на такой урок выглядит, как «если сможешь это, то сможешь и другое, более полезное». Таким образом, речь идет о необходимости организации урок-теста для новичков с надеждой на возможность восприятия ими такого сложного вида деятельности, как конструирование.
Надо сказать, что 1-й и 2-й подходы – далеко не одно и тоже, хотя на первый взгляд, и там и там по одной и той же технологической программе делаются простые конструкции. Все дело в контексте содержания. В первом случае мы собираем что-то, что может работать, а значит может пригодиться, и это важно для ученика-прагматика. Во-втором, мы проходим весь цикл за один урок. В первом случае, чтобы успеть, необходимо заменить печатный монтаж на монтажную планку, а во втором-идет полноценное восприятие технологии с компьютерной рисовкой монтажной схемы на печатной плате, правда без потери времени на освоение всех возможностей Layout Sprint-5.0.
После первого урока по второму подходу можно начинать усложнение конструкций,и за счет полученных ранее навыков время будет освобождаться на освоении «проги»..
Принцип второго подхода можно применить самостоятельно, до первого подхода на первом уроке и после первого подхода на последующих после применения первого подхода уроках.
В заключение подчеркну, что выбор подхода полностью обусловлен психофизиологическими особенностями ученика и должен применяться индивидуально. В ситуации, когда на уроке есть и те и другие, например, мотивированные на разный выбор (а наличие выбора –это уже хорошо, как предмет общения в группе ) работа на монтажной планке освобождает комп для работы на печатной плате. Таким образом, нехватка времени учителя на реализацию проекта в одном уроке из-за нехватки машинного времени может компенсироваться одновременным применением двух подходов для разных учеников. Если это нежелательно из-за утраты принципа синхронности передачи знаний или из-за нежелания дробить мотивации в учебной группе, то можно применить «софт» для разделения рабочего стола «компа» на несколько. Именно этим я и начал заниматься, когда работал в последнее время во Дворце творчества детей и молодежи под руководством Г.Н.Андреевой (3,5 млн рублей бюджет организации). Однако, зная заранее о «кукишном финансировании» моего кружка, даже после привлечения спонсоров, когда от Галины Николаевны потребовалось простое разрешение на эксплуатацию оборудования, не удалось проверить этот «софт». Начались дворцовые интриги с последующим увольнением по добровольно-принудительному способу. В связи с ненадежностью таких компаньонов, как представители госучреждений, и было принято решение об организации сети платных кружков, если не реально, то, по крайней мере, теоретически. Важно проработать идею хотя бы до уровня возможности применения.